«Ты добрый и должен идти в мединститут, стать врачом!» – сказала моя бабушка, самый мудрый человек в семье, доктор наук, известный врач-психиатр, в качестве эксперта принимавшая участие во многих резонансных делах. И я выбрал медицину.
С отличием окончил Ростовский государственный медицинский университет, ординатуру по специальности «Хирургия». В университете принимал участие во всех спортивных, социальных, научных программах и конференциях, играл в команде КВН. Все это развивало навыки, которые пригодились в медицинской практике: умение видеть ситуацию с разных точек зрения, понимать, что важно для каждого конкретного человека, лечить больного, а не болезнь.
Тяжелый и легкий пациенты
Тяжелый пациент для меня как для хирурга – это пациент с онкологическим заболеванием, которое трудно вылечить: опухоль проросла близко к жизненно важным структурам, затрагивает соседние органы. В то же время одна из составляющих работы врача – умение ободрить пациента даже в безысходных ситуациях. Здесь нет алгоритмов особенно, если мы говорим об онкологических больных: можете себе представить, в каком стрессе они приходят к нам, какое у них психологическое состояние. Очень трудно пациентам найти в себе силы принять то, что с ними происходит. Каждый пациент – это лабиринт, и врач обязан найти выход, персонализированный подход не только в медицинском, но и в психологическом отношении. При правильном подходе пациент может превратиться в очень легкого человека, который тебя понимает с полуслова, с которым вы на одной волне, против болезни. В то же время с психологической точки зрения, иногда поначалу легкий пациент может в силу своего характера стать кошмаром для врача.
Главное в медицине – найти учителя
Хирургия – наиболее сложная и всеобъемлющая наука, и мне казалось, что именно здесь я смогу себя реализовать. Поработав хирургом в Ростове-на-Дону, достиг определенного уровня. Однажды увидел в Интернете отзывы о докторе Петре Владимировиче Царькове. Они ни в какое сравнение не шли с отзывами о других специалистах. Посмотрел видео: доктор Царьков работал на уровне лучших хирургов мира – японских, американских, европейских, делал то, что в России не делал никто и никогда. Безусловно, это сыграло решающую роль: хотелось под крыло великого человека.
Главное в медицине – найти учителя. Великий человек, на мой взгляд, велик еще и потому, что к нему просто попасть: я нашел контакты профессора Царькова, написал ему, что, обучаясь в ординатуре, имел отношение к колопроктологии. Петр Владимирович без промедления ответил: «Приезжайте, поговорим. Привозите свой диплом». Результат – он сказал мне: «Жду вас в аспирантуре». Я был счастлив попасть в эту аспирантуру: колопроктология – одна из наиболее крупных ветвей хирургии, тесно связана с урологией, гинекологией, общей хирургией, онкологией, интегрирована в международное хирургическое сообщество.
Международная коллаборация. Как делать науку
Уровень научной подготовки кадров за рубежом, надо признать, пока выше, чем у нас: там каждый врач изначально подготовлен и как научный работник. В нашей стране есть потрясающие хирурги. Уровень клинической практики высокий, но далеко не во всех медицинских университетах преподают, учат, как правильно «делать науку». В Сеченовском университете это уже есть: войдя в Проект «5-100», ректор вуза академик РАН Петр Глыбочко очень четко показал, что одна из главных задач сегодня – стать ведущим научным центром, а не просто университетом с хорошей репутацией. Мне эта идея близка и понятна, но она крайне трудна: тем, кто в свое время не получил базового научного образования, сделать это сейчас в экстренном порядке в разы сложнее, чем тем, кто постепенно учился все это понимать. Здесь один из ключевых навыков – умение работать с другими коллегами и делать это постоянно. Очень важно заставлять себя, как бы ты ни был занят, окунаться в работу других клиник России и мира, делиться своим опытом.
Врач не должен быть зациклен на конкуренции
Мой первый международный опыт научной коммуникации – общение с профессором Бруно Рошем, руководителем подразделения Университетского госпиталя Женевы (Швейцария). На одной из крупных международных конференций Петр Царьков представил меня профессору Рошу, и я получил приглашение на двухнедельную стажировку. С тех пор между нашими клиниками сохраняются искренняя дружба и профессиональные взаимоотношения.
Врачебная и научная элита Европы и Америки — удивительно открытые люди, готовые передавать свои знания. Также успешно мы работаем с японскими коллегами. Хирург не может быть зациклен на конкуренции: разработав или освоив новую методику и обучая этому других, он отчасти теряет уникальность как профессионал, но помогает десяти другим хирургам спасти сотню пациентов. Я обязан это сделать, и я обожаю передавать знания: в хирургии нельзя ничего держать за спиной. Конкуренция хороша между «Кока-колой» и «Пепси-колой». В медицине другие правила: если я не обучу коллег тому новому, чему научили меня, тому, что пока делают несколько человек в мире, это завтра же выльется в снижение общего уровня оказания медицинской помощи. Популяризация знаний и навыков для блага пациентов – вот что должно двигать хирургом.
Мастер-классы: генерируем конкуренцию и движемся вперед
Более 30 лет назад один из самых известных в мире колопроктологов, легендарный Билл Хилд разработал метод, который позволяет снизить вероятность рецидива онкологического заболевания в десятки раз. Его работа позволила спасти миллионы людей. Он изменил принципы оперативного вмешательства при наличии опухолевого поражения прямой кишки, и первое что он сделал, – популяризировал свою уникальную технологию. Суть медицины в том, чтобы не иметь уникальных технологий: чем быстрее вы поделитесь новой технологией, тем правильнее это будет с точки зрения вклада в большую медицину и гуманизма. Появятся конкуренты, которые заставят вас двигаться вперед. В нашей клинике мы оперируем по методу Билла Хилда, он часто приезжает к нам. Мы обучаем этому других российских хирургов. Еще одно направление – мы поставили перед собой задачу провести цикл мастер-классов по лечению геморроидальной болезни. Несмотря на кажущуюся простоту заболевания, все еще многих пациентов сегодня лечат несовременными малоэффективными способами. Мы показываем операции, читаем лекции по всем городам России, – собираем огромные аудитории.
Чему мы учим студентов-медиков из Оксфорда и Кембриджа
В наше отделение Клиники колопроктологии и малоинвазивной хирургии приезжают на стажировку студенты из Оксфорда и Кембриджа (Великобритания). У нас они получают практические навыки «живой хирургии», учим их шить на муляжах, лапароскопических коробках, формировать анастомоз, они могут поговорить с врачами (все сотрудники отделения владеют английским языком), присутствовать на операциях.
Практические навыки – это важный момент, который в том числе помогает понять: а может быть, медицина – это не мое? Долго учишь теорию, а потом приходишь к пациентам, которые могут не так пахнуть, страдать, не всегда доброжелательны, и ты понимаешь, что не готов к общению с больными, не готов оперировать и посвятить себя этой профессии.
Хирургия – это жизнь под девизом: I’m never giving in – «Я никогда не сдаюсь»
В хирургии очень интенсивно идет развитие технологий и, порой, операция – это импровизация, когда сегодня ты принимаешь вызов такого уровня сложности, который еще вчера казался немыслимым, технически невозможным. И это огромный стресс для оперирующего врача. Как восстанавливаюсь я? У меня маленькие дети, две дочки, и с ними я забываюсь, отдыхаю. В остальное время работа не отпускает: засыпаешь и просыпаешься с мыслями ней, порой она даже снится.
При всем этом врач должен оставаться сильным человеком. Не останавливаться в развитии, идти вперед, выходить на новые, более высокие уровни. Других вариантов нет, особенно если мы говорим о Клинике колопроктологии и малоинвазивной хирургии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Следовать этому возможно, только имея перед собой пример сильного и увлеченного лидера.
Онкология сегодня – это, в первую очередь, грамотный скрининг
В России мы лидеры внедрения инновационных методов лечения, гарантированно отвечаем за то, что делаем, поэтому с любыми проблемами, касающимися прямой, толстой кишки – от геморроя до раковых заболеваний – прямая дорога к нам в клинику. Мы поможем: каждый день мы боремся за качество жизни пациента, а не просто за выживаемость вообще. Особенно это касается онкологических заболеваний, когда качество жизни после операции зависит не только от того, какой орган поражен, и стадии процесса, но и от умения хирурга сохранить тончайшие структуры, не вовлеченные в процесс. Очень важно выявить заболевание на ранней стадии.
Онкология сегодня – это грамотный скрининг. Если выявлять заболеваемость на ранней стадии, мы сможем успешно лечить 95-99% пациентов. В идеале онкология должна стать профилактической – в будущем мы должны успевать удалить новообразования в тот момент, когда они еще не превратились в злокачественные.
Наше отделение – команда лидеров. Мы добросовестно спасаем жизни людей и делаем все для того, чтобы надежда на спасение, новые возможности преодоления заболеваний и лучшего качества жизни пациентов стали реальностью.
Записала Наталья Литвинова,
опубликовано в газете «Сеченовские вести»,
март 2019 года